- Смерть
- (ст.слав.) – конец земной тварной жизни человека; с позиций христианства – разлучение души с телом, процесс перехода человека из «этого» мира в мир «иной», из одного состояния в другое, более совершенное по форме и смыслу. Земное существование – лишь часть жизни человека, ступень к жизни небесной и вечной. Смерть – непостижимая тайна, она абсолютна и сверхчеловечна; именно она заставляет человека искать «смысл жизни». Христианское понимание смерти прямо противоположно материалистическому, где факт ее совершения понимается как полное прекращение бытия человека. В христианстве такое понимание смерти неприемлемо. «Бог смерти не создал». Первочеловек Адам был бессмертен. Смерть к нему пришла через грехопадение, отчего он и был изгнан из Рая во «внешний мир», где есть начало и конец тварного мира. Смерть, по христианству, есть отход от нормы, который будет преодолеваться через духовно-нравственное очищение человека, его жизнь по законам Божиим и воссоединение с Богом. Сегодня же у человека есть надежда на такое воссоединение: Бог сохранил душу его бессмертной, вечной. Физическая смерть человека на земле – всегда глубоко переживаемое явление и для умирающего, и для близких и знавших его. И чем дальше человек отстоит от православного миропонимания, тем тяжелее ему пережить это явление. Православная педагогика считает, что с темой смерти надо знакомить детей, снимая у них трагизм ее восприятия. Детей следует учить спасению души, воспитывать ответственность за исполнение нравственных законов, им надо показывать связность мира земного (дольнего) и небесного (горнего). Дети должны в личном опыте накопить знания и умения встречать смерть человека достойно, провожать умершего по обычаям своего народа. Даже попытка понять смерть смиряет человека, помогает ему в нравственном очищении, снятии пристрастия к земным благам. Это и есть один из педагогических способов введения растущего человека в духовную жизнь.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.